Экспертный семинар "Учеба и работа студентов: как совмещать?"


Министерство науки и высшего образования РФ разрабатывает программу организации занятости студентов на базе университетов, эта же тема обсуждалась 10 апреля в ходе заседания 8-й Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 под руководством Министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова.

На вебинаре 13 апреля члены Ассоциации «Глобальные университеты» и другие российские университеты представили практические кейсы оперативного решения этой задачи о предоставлении рабочих мест студентам в регионе и в кампусах.

В ходе семинара руководители вузов обсудили особенности и возможности совмещения обучения студентов очной формы и их работы, почему университеты занимаются решением этих задач не только в условиях пандемии, какие возможности студентам и университетам открывает сложившаяся ситуация, каковы юридические и финансовые аспекты этой деятельности.

Участники вебинара имели возможности задавать докладчикам вопросы в чате и получать на них ответы в прямом эфире, а также проходить интерактивные вопросы и сразу же обсуждать их результаты.

Организаторами семинара стали:

  • Ассоциация «Глобальные университеты»

  • Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»

  • Институт образования НИУ ВШЭ

 Семинар модерировали:

  • Карелина Ирина Георгиевна, Исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты».

  • Клягин Александр Владимирович, ведущий эксперт проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.

Краткое содержание семинара:

Семинар начался с выступления помощника Министра науки и высшего образования РФ Дмитрия Афанасьева. Он рассказал, что тема трудоустройства студентов приобрела особую актуальность в связи с текущей эпидемиологической ситуацией, о чем свидетельствуют многочисленные звонки на Горячую линию МОН о трудоустройстве, причем не только от студентов, но и от их родственников, сотрудников вузов и просто заинтересованных лиц.

Как считает Дмитрий Владимирович, в связи с этим решение вопросов с трудоустройством сегодня можно считать социальной миссией университетов. А наработки этого сложного времени могут и должны стать базой для развития системы трудоустройства студентов в будущем.

Далее слово взял научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. Он рассказал об итогах университетов по возможностям трудоустройства, доступным для студентов – где, сколько и в какой форме хотят работать студенты, какие у них зарплатные ожидания, какова текущая финансовая ситуация. Евгений Станиславович вслед за помощником министра подчеркнул важность решений, принимаемых в этой сфере сегодня, для будущего развития вузов.

Особо отмечена была проблема с трудоустройством иностранных студентов, не имеющих вида на жительство в РФ. Университетами было получено около ста обращений от таких студентов с просьбой поспособствовать с выездом за рубеж, где они смогли бы работать. В целом, по данным Евгения Станиславовича, университеты справляются с большинством возникающих задач, хотя при этом приветствуют дополнительную поддержку со стороны МОН.

Следующим выступал врио ректора СКФУ Дмитрий Беспалов. Он рассказал о результатах опроса студентов вузов СКФО о «потерях» заработка в условиях пандемии. По результатам этого опроса был принят ряд мер. Во-первых, на сайте СКФУ создан раздел «Трудоустройство для студентов», включающий не только базу вакансий университета, но также его партнеров и других внешних контрагентов (поскольку опрос показал, что значительная часть студентов предпочла бы работу в коммерческих организациях университетским вакансиям). Во-вторых, была организована горячая линия для консультаций по трудоустройству.

Дмитрий Николаевич также описал схему сотрудничества студентов-волонтеров СКФУ с региональными волонтерскими штабами.

Ректор УлГУ Борис Костишко рассказал о результатах внутреннего опроса студентов УлГУ об их потенциальной занятости. По данным опроса, до 90% студентов уже подрабатывают или хотели бы подрабатывать, т.е. хотели бы так или иначе улучшить свое финансовое положение. Причем основным фактором, на который обращали внимание студенты, оказался не размер заработной платы, а стабильность потенциальной работы.

Далее Борис Михайлович рассказал, как изменились в связи с текущей ситуацией приоритеты созданного 20 лет назад университетского Центра содействия трудоустройству, который сейчас уделяет внимание не только выпускникам, как обычно, но и студентам. Для этого в УлГУ был создан дополнительный проект по трудоустройству – Студенческое кадровое агентство. Основная проблема, с которой сталкиваются студенты в процессе трудоустройства – отсутствие опыта и стажа. Чтобы решить ее, Борис Михайлович предложил молодым людям начинать работать в университете и, набрав стаж и опыт на внутренних вакансиях, переходить в коммерческие компании. В плане создания таких вакансий Борис Михайлович рассчитывает на программу поддержки, заявленную недавно министром науки и высшего образования.

Борис Михайлович также обсудил варианты создания единой централизованной межвузовской цифровой среды с вакансиями для студентов.

Ректор БФУ Александр Федоров рассказал о рабочих местах, созданных в университете «специально» в условиях эпидемии и о программе «острого реагирования», которую планируется продлить сверх 4,5 месяцев, на которые она сейчас рассчитана. Далее Александр Александрович познакомил слушателей с базой вакансий университета и электронной формой регистрации заявок на трудоустройство студентов и отметил важность темы трудоустройства выпускников этого года. По мнению Александра Александровича, эту проблему университеты должны решать в тесном сотрудничестве с властями регионов.

Врио ректора ЯрГТУ Елена Степанова описала решения по практической подготовке и трудоустройству студентов, обусловленные технической спецификой университета. Она также рассказала о программе получения дополнительного среднего образования либо переподготовки и повышения квалификации, созданной на основе договоренностей между университетом, работодателями (нефтяная, фармацевтическая отрасли) и организациями среднего образования. Она также затронула сложный вопрос о трудоустройстве выпускников в этом году. Елена Олеговна считает, что эти вопросы каждый регион должен решать по-своему, в зависимости от сложившейся экономической ситуации, при грантовой и конкурсной поддержке МОН.

Врио ректора ТПУ Виктор Демин кратко затронул имеющиеся на данный момент в университете треки и возможности трудоустройства для студентов (в частности, овладение дополнительными рабочими профессиями в рамках практической подготовки), а также сложности с трудоустройством иностранных студентов, которые остались в общежитиях и не смогли уехать домой – например, с получением в текущих условиях необходимых для трудоустройства документов (ИНН и т.д.).

Врио ректора ПсковГУ Наталья Ильина рассказала о новых задачах Центра трудоустройства университета, которые предполагают помощь не только выпускам, но и студентам, нуждающимся в поддержке в период эпидемии. Наталья Анатольевна также подробно описала формат непрерывной практики на третьем курсе университета, работу молодежной биржи труда, организованной силами студентов, и сотрудничество университета с миграционными службами по вопросам (в т.ч. документальным) трудоустройства иностранных студентов, имеющих только визу на обучение.

Наталья Анатольевна также рассказала о трех других моментах, над которыми ПсковГУ в текущее время работает в рамках трудоустройства студентов. Во-первых, это проблема зачета работы в университете в качестве практики, во-вторых – цифровые сервисы, которые соединяли бы цифровую среду университета с коммерческими службами трудоустройства, а в-третьих – проблема обучения сотрудников кадровых служб университетов силами МОН.

Ректор САФУ Елена Кудряшова подробно рассказала о том, какие способы решения проблемы трудоустройства студентов в текущих условиях созданы в этом университете. Это, во-первых, разные варианты организации студотрядов в текущей ситуации и использования стройотрядов в реализации программы капитального ремонта, которая сейчас запускается под эгидой МОН. Во-вторых, плановая работа по благоустройству вузов: привлечение студентов к строительству нового общежития и благоустройству территории. В-третьих, организация детского летнего отдыха, деятельность студенческих педагогических отрядов после эпидемии и привлечение студентов к организации социальных проектов. Елена Владимировна также коснулась вопросов организации цифрового пространства и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности в САФУ с помощью студентов.

Ректор МИСиС Алевтина Черникова рассказала о функционировании университетского Центра карьеры: работе со студентами (в т.ч. по получению дополнительных профессий в рамках практической подготовки), выпускниками и бизнес-партнерами, мониторинге рынка труда. Алевтина Анатольевна также объяснила, как в МИСиСе организован перевод всех проектов по трудоустройству в онлайн-режим и о том, как в цифровые сервисы трудоустройства развиваются через Личный кабинет преподавателя, студента, выпускника, работодателя) на сайте института.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказал о том, как в университете формируются актуальные методические рекомендации по совмещению работы и учебы на основе текущих кейсов. Самыми актуальными вопросами в сложившихся обстоятельствах Эдуард Владимирович считает организацию приема студентов на работу по договорам ГПХ, получение разрешения на работу иностранными студентами и перевод всех этих процессов в цифровое поле, исключающее нарушения режима самоизоляции. Эдуард Владимирович также заявил о необходимости создания федерального цифрового платформенного решения по трудоустройству студентов.

Алия Ермакова, координатор направления «Правовые практики» Ассоциации «Глобальные университеты» и директор по правовым вопросам НИУ ВШЭ осветила сразу несколько принципиально важных юридических аспектов трудоустройства студентов в период обучения, среди которых были:

  • Требования, предъявляемые к студентам при трудоустройстве: квалификационные требования, профстандарты, стаж.

  • Требования к составу документов при приеме на работе: справки, медосмотр.

  • Ситуация в режиме повышенной готовности, судебная практика применения административной ответственности за нарушения этих требований. ГПХ как вариант решения этих проблем.

  • Трудоустройство иностранных граждан. Как вузы могут принимать на работу своих студентов-иностранцев. Грядущие изменения в законодательстве, регулирующем этот вопрос.

  • Поддержка студентов, имеющих собственный бизнес.

Семинар завершился выступлением советника Министра науки и высшего образования РФ Екатерины Бабелюк, которая дала комментарии по озвученным в ходе вебинара кейсам и вопросам, включая формы трудоустройства студентов, финансовые рычаги, взаимодействие с миграционными службами по вопросам трудоустройства иностранных граждан и т.д.